81
сезон
Версия для слабовидящих
Новости

27 февраля в театре прошла генеральная репетиция спектакля "Тартюф", 28 и 29 февраля состоится премьера!

Облдрама представила классику на новый лад

Классические комедии потому и называются классическими, поскольку актуальны во все времена.
В репертуаре каждого театра есть их постановки. А вот как именно преподнести пьесу, написанную несколько веков назад, - выбор режиссера.
Сегодня в областном драматическом театре состоится премьера спектакля «Тартюф» по знаменитой пьесе Жана-Батиста Мольера.
Свое видение этой хрестоматийной комедии на суд северян представит Федор Чернышев, который назвал постановку почти классической комедией.
- Классическая - потому что сделана по сюжету выдающегося французского комедиографа XVII века, а «почти» - так как мы ее осовременили, смешали все времена, от XVII до XХI века, - в костюмах, поведении, проблемах, - пояснил режиссер. - У меня уже много лет была мечта поставить именно «Тартюфа», ведь эта комедия всегда актуальна. Недавно я вновь ее перечитал и поразился, что она не столько про Францию XVII, сколько про Россию ХXI века. И написана прекрасным языком, подана в комедийном жанре, а мысли, которые описал великий Мольер, должны повторяться снова и снова. Речь идет о том, что идеи завладевают человеком. И если идея ложная, то доводит до безумия, ослепляет. Еще страшнее, когда такие идеи овладевают массами: они очень опасны, ведь могут довести до диктатуры, фашизма. Поэтому основная мысль спектакля заключается в том, что нельзя верить ничему навязываемому без собственного рационального, трезвого отношения.

Остроту комедии доказывает в том числе и исторический факт: «Тартюф» был первым произведением, которое запрещалось и светскими, и духовными властями одновременно. Однако при этом автор имел поддержку со стороны самого Короля-солнца Людовика XIV. И сейчас, спустя почти четыре века, «Тартюф» находится в репертуаре тысяч театров по всему миру.

Прочтение Федора Чернышева, несомненно, удивит многих. Декорации не очень разнообразны - два канделябра с горящими свечами, драпировки. Акцент делается на игре актеров и самом действе.

Начинается оно с того, что на сцене появляется женщина, одетая в шерстяной свитер и кожаные штаны, и читает реплики известных персонажей: «Вот стою я перед вами, простая русская баба....», «Почему люди не летают, как птицы...» - и так далее. Потом голос из-за кулис напоминает, что работа дамы - объявлять о начале спектакля, и та усаживается за стол в углу сцены. Она представляет героев, которые разыграют представление. Но и сама не остается молчаливой: то персонажи обращаются к ней, чтобы подсказала забытую строчку, то она делает знаки или говорит, что актеры играют не по тексту. У зрителей может создаться ощущение, что они присутствуют на репетиции. Примерно такого эффекта, видимо, и хотел добиться Федор Чернышев, ведь эта дама играет роль помощника режиссера.

Готы, рокеры, Феллини

Однако это не все сюрпризы. Привлекают внимание и костюмы: одни персонажи носят одежду XVII века, другие - современную. К примеру, Мариана, дочь Оргона, предстает в образе девушки-гота, его сын Дамис в «косухе», штанах с металлическими шипами и бандане - вылитый рокер. А сам Тартюф и вовсе наводит на мысли о главном герое фильма «Даун Хаус»: одет в коротковатые штаны и кофту серого цвета, а на голове красуется вязаная красная шапка.

Отсылки к нашему времени есть и в деталях спектакля. Молодые персонажи периодически достают смартфоны и пролистывают ленты новостей. Таким образом, например, в одной из сцен Валер сообщает: «Говорят, что под венец вас поведет Тартюф». Мариана: «Кто говорит?» В ответ он ей показывает гаджет и демонстрирует пост в одной из соцсетей.

Интригует? Еще бы. Но и это не все. Спектакль получился очень музыкальным - мелодии и песни звучат из динамиков: и ставшие классическими, допустим, мелодия из фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной», и современные, к примеру, песня Александра Серова «Я люблю тебя до слез». Актеры на сцене также демонстрируют свои вокальные данные. Например, шурин Оргона Клеант в один прекрасный момент берет гитару и начинает петь. Слова Мольера, а вот голос напоминает голос Владимира Высоцкого...

- Спектакль необычен тем, что в этой трактовке пьеса адаптирована на современный манер, для современного зрителя. Пытаемся представить классику простым и понятным языком, - поделилась впечатлениями исполнительница роли Марианы Наталья Боброва. - В пьесе затрагивается вопрос обманщиков, а они существовали во все времена. Моя героиня - молодая девушка, влюблена в парня Валера и хочет за него замуж. Она достаточно нестандартно сделана режиссером, поскольку это не классическая Мариана, а представитель одной из современных субкультур. Мы, молодое поколение пьесы, пытаемся добиваться целей, идти к своей любви.

Одним из первых зрителей нового «Тартюфа» стал министр культуры и искусства области Евгений Гоман.
- От любой постановки я жду откровений и честного разговора о нынешних реалиях, - сказал он перед просмотром. - Что касается развития театра, хочется, чтобы труппа росла - и количественно, и качественно.

Новая постановка разделена на два действия. Первое длится полтора часа, второе - 55 минут. Однако хочется порекомендовать зрителям не покидать зал во время антракта - их ждет кое-что интересное.

Как отметил Федор Чернышев, работа над спектаклем шла хорошо. Актеры великолепные, производственные цеха воплотили задумки режиссера, единственная сложность заключалась, как всегда, в малом количестве времени, но все справились. Теперь настал черед публики оценить новую постановку.

Премьерные показы «Тартюфа» состоятся 28 и 29 февраля и 8 марта. Начало в 19 часов.

Екатерина Андреева

Фото: Александр Микулин

«Мурманский вестник»  28.02.2020

https://clck.ru/MK4Kt 28/02/2020
..... ....... Купить билеты онлайн на Quick Tickets