80
сезон
Версия для слабовидящих
Пресса

Мониторинг деятельности МОДТ в СМИ в в августе-сентябре 2018 г.

Мурманский драматический театр открыл 80-й сезон
Газета «Мурманский вестник» 
МУРМАНСК. Вчера, 21 сентября, областной драматический театр открыл 80-й юбилейный сезон. Артистов и зрителей поздравила председатель комитета Мурманской облдумы по социальной политике и охране здоровья Надежда Максимова.
Артисты представили мурманчанам спектакль «Эти свободные бабочки», премьерой которого в минувшем июне завершился 79-й театральный сезон.
http://www.mvestnik.ru/newslent/murmanskij-dramaticheskij-teatr-otkryl-80-j-sezon/

Мурманский областной драматический театр открыл юбилейный сезон
Телекомпания «ГТРК-Мурман» 
Открыл юбилейный сезон Мурманский областной драматический театр. Он обещает стать праздничным, значимым и насыщенным. В следующем году главной театральной площадке региона исполнится 80 лет. Первой постановкой стал спектакль "Эти свободные бабочки".
Юбилейный творческий сезон совпадет с объявленным Президентом России Годом театра. В планах - 6 премьерных постановок. На большой и малой сценах облдрамы, в том числе две - новогодние.
Председатель комитета по социальной политике и охране здоровья Мурманской областной Думы (фракция "Единая Россия") Надежда Максимова: "Наш театр - один из лучших театров России. Наши зрители - самые лучшие зрители в России. Давайте все вместе будем надеяться на удачу, пусть нас всех преследует упех и пусть мы все утопаем в любви к искусству".
В рамках Года театра в регионах ждут ведущие столичные театральные коллективы. Областная драма будет участвовать в обменных гастролях, активно выступать на муниципальных сценах региона. Для этого планируется приобрести новый автобус.
Директор ГОАУК "Мурманский областной драматический театр" Татьяна Вешнякова: "Всем желаем. Нам, вам, коллективу, который верно и преданно, несмотря ни на что, переживает труднейшие времена с новыми творческими победами, счастья, успехов, что мы задумали, обязательно сбывалось".
Этот сезон завершится на площадке здания бывшего кинотеатра "Атлантика". Областные власти продолжают работу на всех уровнях по возвращению федерального финансирования на реконструкцию. Задача - создать театр XXI века.
Председатель комитета по культуре и искусству Мурманской области Сергей Ершов: "Речь идет о достаточно серьезной, многомилионной сумме, которая необходима для приобретения современного света, звукового оборудования".
Открывший сезон спектакль "Эти свободные бабочки" по пьесе Леонарда Герша поставил режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Серов.
Пока мурманская облдрама - в поиске главного режиссера. Практика приглашения успешных специалистов из других регионов - продолжится.
Директор ГОАУК "Мурманский областной драматический театр" Татьяна Вешнякова: "У нас несколько кандидатур режиссеров. Я уже говорила - просто так к нам приехать сложно. Мы должны понимать, что любой спектакль, который будет поставлен на нашей сцене, должен нравиться и быть востребован. На ошибки мы уже не имеем права".
В конце 19-го года театр может вернуться на родную, полностью преобразившуюся сцену.
http://murman.tv/news/2018/09/23/69928-murmanskiy-oblastnoy-dramaticheskiy-teatr-otkryl-yubileynyy-sezon.html

Усиление голоса. Увидел свет новый поэтический сборник известного мурманского актера Сергея Гронского
Газета «Мурманский вестник» 
Сборник стихотворений Сергея Гронского «При свете рампы» можно назвать «книгой жизни», поскольку автор включает поэзию разных периодов творчества, книга написана от первого лица, а композиция в основных разделах («Мир при свете рампы», «Рампа души», «При свете рампы на краю Земли») раскрывает главные ценности лирического героя и его двойника - самого Сергея Гронского. Важно, что текст сопровождают личные фотографии: артист и его маски - роли, фото родителей, детские снимки с сестрой, портреты жены. Это книга актера, пишущего стихи, и ее нельзя рассматривать только через призму поэзии.
 В названии звучат лукавство, ирония, игровое начало, определяющие настроение лирического героя. Ирония, игра становятся во многих стихотворениях основными стилистическими красками.
 Рампа - источник света, а значит, правдиво и беспощадно открывает тайное, но это театральная рампа, призванная подчеркнуть красоту мечты и иллюзии. Так и в сборнике многие стихотворения образуют контрастные пары, например, «Сотворение человека» и «Гончары». О чем тревожился Господь, создавая человека, и что вышло в итоге. Однако автор - актер, он осознает связь божественного творения и ремесла, вдохновения и кропотливой работы.
 В первом разделе «Мир при свете рампы» поэт размышляет о профессии актера в контексте смысла жизни. Театр - и есть жизнь, а не только погружение в творчество, он обнажает несовершенство жизни, но и сам является декорацией, которая «плоха и бедновата, и пьеса играна, и сцена маловата, и только роль - твое второе я…».
 Для талантливого актера самоотдача смертельна, чревата непониманием и непризнанием публики, одиночеством до «полной гибели всерьез». Однако лирический герой - идеалист, он позитивен, и это его спасает. Взгляд на мир через призму театральной игры, а на актерство - с позиции обычной жизни создает эффект «романтической иронии», столь любимый немецкими романтиками за возможность восстановить гармонию бытия.
 В главе «Карнавал персонажей» лирический герой традиционно примеряет маски: он гоголевский майор Ковалев и знаменитая птица, только летящая вдоль, а не поперек Днепра, Гамлет и одновременно Клавдий, Каренин и Онегин, даже Золушка, даже «пожилой человек Дед Мороз». Интерпретация этих образов своеобразна, речь не идет о сыгранном или нереализованном, а скорее о насмешливом отношении современного человека и актера к штампам в искусстве, и здесь автор использует словесную игру, когда дело касается носа майора («оставить с носом», «задирать нос»), домысливает судьбу персонажей (тетку Онегина надо выдать замуж, а Золушка уже замужем не за принцем, а, к сожалению, за пастухом).
 Гронский вольно цитирует тексты, развенчивает мифы, в том числе весело предполагает, что вся античная культура - складное вранье хитроумного Одиссея.
 Разговорная интонация, включающая возвышенную и сниженную лексику, просторечия, помогает поэту развенчивать авторитеты, позволяет озорничать, перешагивать границы стилей, смешивать культурные реалии и эпохи. Эта стихийная свобода лирического самовыражения известна в поэзии со времен Байрона. Она позволяет автору раскрепоститься, но есть и опасность утратить столь нужные в поэтическом творчестве границы образа, ритма, метрики, стиля…
 Карнавал образов и масок уносится вдаль, и лирический герой остается один на один со своей душой. Образ души также возникает в свете рампы, в данной главе театральная рампа создает эффект сиюминутного присутствия прошлого. Лирический герой размышляет о том, чем наполнена душа человека, как она рождается, как постигает добро и зло, свободу, любовь, свою судьбу, как ее ранит столкновение с обыденной жизнью, как она преображается после смерти, и это движение души сопряжено с печалью опыта, боли…
 У каждого пишущего стихи есть и пределы поэтического таланта, но и редкие мгновения расширения творческого диапазона, усиление голоса, как будто и не зависящие от автора. Тогда рождаются прекрасные стихи, спонтанно, вне разума. Очень хороши посвящения матери и отцу, в них через детали быта, знаки времени создается портрет военного и послевоенного поколения. Поэт лаконичен, слова на месте, ирония отступает, личное обретает черты общечеловеческие. Вот мама, детский врач в маленьком гарнизоне:
 Обычная отдельная квартира
 
В себя вмещала
 
 половину мира
 
Закрытого забором городка,
 
И уходя, соседи уносили
 
Душевное спокойствие и силу -
 
Была у мамы легкая рука.
 
А вот отец, прошедший войну офицер:
 
Уже в конце войны
 
 комбат и капитан,
 
Он первым Вильнюс брал
 
 и рвался к Кенигсбергу,
 
За что всю жизнь носил
 
 изрядный капитал -
 
Осколок за крестцом
 
 и в теле - пулю-стерву.
 
Погоны моему папане
 
 очень шли…
 
Прошлое отступает, и рампа возвращает героя к настоящему, а это жизнь на Севере («Зачем, для чего ты сослал себя, мальчик?», «Вьюга»), как в доме, лишенном уюта, тем не менее своем, где есть грибные места, Семеновское озеро, друзья, любимая жена, где быт не тягостен.
 Персонаж, объединяющий все темы сборника, - лирический герой, альтер эго автора. Литература - не его профессия, он актер. Он не стремится к лакировке своего образа, иногда суетен, часто сентиментален, не боится прослыть балаганным шутом, зазывалой - в этом суть профессии, часто философствует, иногда наивно. Человек начитанный, он опирается на книги, особо важные для него, - шекспировские драмы («Весь мир - театр…») и сонеты, «Дон Кихота» Сервантеса, античные мифы и трагедии, прозу Гоголя, Толстого, поэзию Ахматовой, Пастернака.
 Иногда отчетливо слышатся интонации шекспировских переводов Маршака. Сергей Гронский пробует себя в жанре сонета, на мой взгляд, не слишком удачно - мешает разговорный стиль. Книга стихотворений становится похожей на коллаж. Она включает в себя стихи к юбилеям и по случаю, гимн регионального СТД, новогоднее поздравление, описание гастролей - в сборнике лирической поэзии не обязательные. Но жанр книги иной - это своеобразные поэтические мемуары, в которых нас притягивают не совершенство языка и отточенность стиля, а живые чувства, оценки, интерпретации, человеческий голос.
 Вот этот искренний голос на протяжении книги ведет тревожную тему-лейтмотив - размышление о возрасте и смерти. Для талантливого актера возраста нет - в любой роли он интересен зрителям, но эта тема волнует героя, и ты не замечаешь несовершенства строк, а вглядываешься в трагическое целое («То ли битва богов и титанов», «Слабое место»), неизбежное движение к финалу. Однако автор - актер, он может сыграть и трагедию, как легкий фарс. Анакреонтическое отношение к жизни как череде повторяющихся поражений и редких радостей - главное в последнем, завершающем стихотворении о «кислом вине жизни», об одиночестве, где спутник - сигарета, о ночных печальных думах. Эта финальная интонация предстает несколько неожиданно, поскольку ярко эмоциональное отношение к жизни, энергия творчества - основные мотивы книги. Герой снимает маску, под ней образ «усталого клоуна», но мы ему не доверяем полностью, поскольку автор нас предупредил: для актера «роль - второе я…»
http://www.mvestnik.ru/culture/usilenie-golosa/

В Мурманской областной научной библиотеке прошла презентация новых поэтических сборников
Телекомпания «ГТРК-Мурман» 
Их - три. "При свете рампы", "Принцесса Миланезии" и "Инструкция по применению". Автор - Сергей Гронский. Заслуженный артист России, актёр Драматического театра, представитель Союза писателей. В поэзии - с 2003 года. Тогда выпустил свою первую книгу "Критический возраст". С тех пор свет увидели уже пять сборников. Во время творческого вечера в Мурманской областной научной библиотеке стихотворные строки прозвучали в исполнении автора.
Заслуженный артист РФ, актёр мурманского областного Драматического театра, член Союза писателей России Сергей Гронский: "Здесь любили меня подруги, здесь я выбрал себе жену. Здесь не внешностью и не статью вырастал над эпохой я. Здесь сложились мои понятия, так сложилась судьба моя".
http://murman.tv/news/70015-v-murmanskoy-oblastnoy-nauchnoy-biblioteke-proshla-prezentaciya-novyh-poeticheskih-sbornikov.html

"Север мой" от 25 сентября.
«Радио России — Мурманск»
19 и 20 октября актеры областного театра драмы представят мурманчанам постановку «Месяц в деревне» по одноименной пьесе Ивана Сергеевича Тургенева. Она посвящена 200-летию со дня рождения автора. О работе над спектаклем и основных событиях на повестке дня в театре сегодня в студии «Радио России — Мурманск» рассказывают режиссер спектакля Станислав Васильев и директор театра Татьяна Вешнякова. Ведущая- Алена Ермоленко.
http://murman.tv/news_radio/70065-sever-moy-ot-25-sentyabrya.html

"Месяц в деревне". Мурманский областной драматический театр готовит первую премьеру сезона
Телекомпания «ГТРК-Мурман» 
Премьера - по одноимённой пьесе Ивана Тургенева. Репетиции каждый день.
Комедия о любовном четырехугольнике - страсти по Тургеневу. Спектакль "Месяц в деревне" - это первая премьера в новом театральном сезоне.
Репетиция в самом разгаре. В спектакле звучит тема любви, чести, дружбы, уважения. В мирную деревенскую жизнь врывается молодой учитель. В него влюбляются сразу две героини. Одна из них - хозяйка поместья Наталья Петровна. Играют ее актрисы - Олеся Трум и Оксана Шпеко. Обе признаются - роль интересна и многогранна.
Актриса Мурманского областного драматического театра, исполнительница роли Натальи Петровны Оксана Шпеко: "Сама Наталья Петровна она богата своими эмоциями, наполненностью своей богата. Это очень здорово для актера, которому дают роль".
Актриса Мурманского областного драматического театра, исполнительница роли Натальи Петровны Олеся Трум: "Сложная очень роль, я обрадовалась. Это одна из таких ролей, которыми могут хвастаться актрисы - а я играла Наталью Петровну".
Молодого учителя Беляева, который проводит "Месяц в деревне", играет Юрий Луговых. Для актера это первая роль на сцене Мурманского областного драматического театра. Приехал он из Петрозаводска.
Актер Мурманского областного драматического театра, исполнитель роли Беляева Юрий Луговых: "Судьбоносная, я назвал бы, история. Я со своим курсом ездил в Орел в июне, мы были на фестивале. И мы были в поместье Тургенева. Я поступаю на работу в театр и первая моя работа - Тургенев. Это очень загадачно".
Режиссер спектакля Станислав Васильев родом из Чувашии. Но уже несколько лет гастролирует - ставил спектакли в Карелии, Якутии, Казахстане.
И вот теперь Кольское Заполярье- Мурманск. Выбор пал на произведение Тургенева неслучайно - ведь драматургия автора всегда современна и актуальна.
Режиссер спектакля "Месяц в деревне"
лауреат Государственно премии Чувашской Республики Станислав Васильев: "Насколько мы, сегодняшние люди, можем эту тему поднять. Способны ли мы эту тему воспринимать - чужую любовь, дружбу между людьми, как настоящую дружбу и есть ли она сегодня. Автор являются не один режиссер, а мы в соавторстве с артистами сочиняем спектакль - и это важный момент".
Впереди еще большая работа - декорации, костюмы, музыка. Режиссер вместе с артистами выстраивает партитуру каждой роли и спектакля целиком. Премьера "Месяц в деревне" по Тургеневу в Мурманском областном драматическом театре - 19 и 20 октября.
http://murman.tv/news/2018/09/25/70079-mesyac-v-derevne-murmanskiy-oblastnoy-dramaticheskiy-teatr-gotovit-pervuyu-premeru-sezona.html

Выездные спектакли Мурманского драматического театра пройдут по области
Информационное агентство «Би-порт»
МУРМАНСК/ 27 сентября/ БИ-ПОРТ – В октябре Мурманский областной драматический театр организует спектакли в Заозерске, Оленегорске, Умбе и Кандалакше. С репертуаром театра смогут ознакомиться и дети, и взрослые. Более 20 спектаклей увидят жители Мурманской области.
 С 5 по 12 октября будут проходить показы в Заозерске. Спектакли для Оленегорска представят с 12 по 21, в том числе премьерный «Месяц в деревне» к 200-летию со дня рождения Тургенева. В Умбе и Кандалакше спектакли будут проходить с 24 по 31 октября.
 Совершеннолетние зрители смогут посмотреть спектакли «Загнанная лошадь», «Телефон доверия», «Тушь, варенье, птеродактиль...».
 Для детей младшего школьного возраста пройдут спектакли «Гонза и волшебные яблоки», «О том, как Змей Горыныч жениться собрался, а Иван-пожарный ему помешал», «Чудеса на Змеином болоте», «Ищи ветра в поле», «Бременские музыканты».
https://b-port.com/culture/item/219661.html
 
Классика под соусом. Театр Маяковского привёз в Мурманск «Бешеные деньги»
Газета «Аиф-Мурманск» 
В выходные в Мурманске гастролировал Московский академический театр им. В. Маяковского. Столичная труппа привезла в Заполярье комедию по пьесе А. Островского «Бешеные деньги».
Родные люди
Около года назад театр Маяковского уже приезжал в Мурманск. На этот раз презентовать спектакль «Бешеные деньги» отправилась прима, народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
«Наши прошлые гастроли здесь прошли с большим успехом и вызвали немалый интерес. Ваше отношение к театру и труппе удивительно! Не сомневаюсь, что и в этом году наши спектакли станут обоюдным событием и для тех, кто сидит в зале, и для тех, кто работает на сцене», - обратилась перед спектаклем к мурманчанам Светлана Владимировна.
По признанию актрисы, постановка была сделана ей в подарок. Дело в том, что недавно она отметила юбилей - 80 лет. Пьеса Островского стала для неё невероятным сюрпризом ещё и потому, что главную роль в спектакле играет её внучка - Полина Лазарева.
«При распределении ролей не учитывался тот факт, что Полиночка - моя родня. Режиссёр запомнил её ещё по ГИТИСу. Отрадно, что родственные связи здесь не имеют значения!» - призналась актриса.
На вопросы о том, как «ужиться» на одной сцене с близкой родственницей, Полина многозначительно отвечает: «Прежде всего это моя бабушка!»
Магия правды
Темы, звучавшие со сцены более 150 лет назад, актуальны и по сей день. Товарно-денежные отношения, поступки, совершённые не по наитию и состоянию души, а с финансовой подоплёкой, - всё это наша с вами жизнь. Отчасти и потому пьеса, написанная в позапрошлом веке, не выглядит старомодно. А как это удалось передать актёрам? «Не знаем», - шутливо, но в то же время лаконично отвечают в театре.
«С коллегами мы часто говорим на эту тему. Знаете, несмотря на то, что спектакль поставлен с пиететом к русской классике и актёрской работе, он не смотрится архаично, это правда. Мне кажется, всё зависит от того, каков взгляд режиссёра на ситуацию. У нашего он очень современный, - рассказала Светлана Немоляева. - Анатолию Шульеву совсем немного лет, и он смотрит на всё свежим взглядом. И всё это вкупе ложится на текст. Но есть традиции, которые влекут за собой определённый шлейф, и очень сложно от них отойти. Они тебя тянут за собой и «сидят» в тебе».
По словам народной артистки, в этом-то и заключается настоящая магия: ведь истинная правда не в придуманных историях, а в том, как классическая авторская мысль попадает в зрительный зал.
http://www.murmansk.aif.ru/culture/theater/klassika_pod_sousom_teatr_mayakovskogo_privyoz_v_murmansk_beshenye_dengi 
 
03/10/2018